Павел, нашла ветерана (91 год), который всю жизнь отработал на ст.Завидово. Его отец, дед и прадед из железнодорожной династии. Информации он мне дал много по ст.Завидово. Поэтому постепенно буду Вам описывать.
Василий Васильевич Коверзнев, 1924 года рождения, проживает в п.Новозавидовский. Все нижеизложенные сведения - из его рассказа. Частично его рассказ я записала на диктофон. К рассказу присоединялись его родственники, кое-что дополняли.
Вот два его портрета - молодой связист-железнодорожник и нынешнее фото.
Сам он всю жизнь, вернувшись с фронта, проработал на ст.Завидово связистом, отец его Василий Иванович Коверзнев (1894 г.р.) работал на станции дежурным, оператором (передавал "морзянкой" служебные сообщения), весовщиком в товарной конторе. Дед Иван Антонович Коверзнев некоторое время был начальником станции Завидово. Прадед - путевым обходчиком.
До войны у него воспоминания детские: В деревянном здании вокзала находилась парикмахерская, ресторан и буфет(очень хорошие), там же была маленькая комнатка для хранения продуктов, там же и готовили еду.
- Фото 1910 года. Из фондов Дома-музея С.Д.Дрожжина
Там, где стоит паровоз, здание - "кубовая", где паровозы заправлялись водой. Для обеспечения станции водой было с помощью плотины сделано озеро неподалёку со станцией. Оно было глубоким, вода в нём пополнялась из лесных болот. На берегу стояла насосная станция, которая перекачивала воду в кубовую. До наших дней сохранились трубы под землёй. В.В. утверждает, что они должны быть в хорошем состоянии, только насос подключай.
Там же в кубовой располагалась пожарная часть. Рядом были склады, при них товарная контора, весовая.
Сейчас от них остались два маленьких домика, которые используются для хозяйственных нужд.
В.В. рассказывает, что рядом со зданием вокзала было здание маслобойки. Туда крестьяне из окрестных деревень свозили молоко, а в 3 - 4 часа дня бидоны со сливочным маслом выставляли на платформу. За ними прибывал специальный поезд, который местные жители называли "молокан". Увозили всю молочную продукцию в Москву. В.В. говорит, что это было в 1932 - 1936 годах.
Куманинская ветка. Действительно существовала такая одноколейная ветка, по которой ходили грузовые составы от основной линии до куманинских складов.
Куманин - это помещик наш местный, очень зажиточный предприимчивый хозяйственник. Надо бы в архиве о нем поподробнее поискать.
В.В. говорит, что недалеко от этой ж-д ветки был и барский дом Куманина. Сейчас сохранилось только название "куманинский сад" (существующий до сих пор большой яблоневый сад). Но он находится на другой стороне ж-д дороги от куманинской ветки.
Продолжу завтра.
От этой ветки сейчас сохранилась очень небольшая часть ж-д путей, которая используется для разгрузки товарных вагонов.
Завтра схожу на эту ветку - сфотографирую современный вид.